Псевдопонятие у детей - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

21 мая 
Вы обожаете духи и считаете, что любимый запах должен окружать...


18 мая 
Инструментальные композиции и песни – это то, что формирует...


18 мая 
Эксперты констатируют: современные дети перегружены уроками,...


18 мая 
Дети, проводящие много времени на живота, лучше спят....


18 мая 
Педиатры советуют покупать детям полноценную кровать...


18 мая 
Беременные женщины, потребляющие кофеин (кофе или чай), рожают...


18 мая 
Если укладывать ребенка строго в одного и то же время, можно...


Авторизация

Кто он-лайн

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Псевдопонятие у детей Печать E-mail
Автор: Полищук Н. А.   


Статьи по теме:

Записи в дневниках по теме:

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Дошкольник часто обобщает по одному внешнему виду вещи и явления, носящие совершенно различный характер, и присваивает им родство, ошибочно относит к одной категории. Нормально ли это, и почему это происходит? Как ребенок будет жить с таким ошибочным пониманием мира?

Эти вопросы беспокоят многих родителей, которые наблюдают за своими детьми и общаются с ними на тему природы вещей.


 Переход я от комплексного к понятийному мышлению, ребенок всегда проходит через стадию псевдопонятия. В момент, когда он уже может судить о некоторых вещах и их свойствах, он начинает обобщать, передавая в своем мышлении качества, присущие уже известным ему предметам и объектам, вещам, которые похожи внешне, или имеют иные общие признаки, на которые ребенок может обратить свое внимание. Под одно и то же слово ребенок на данном этапе может подвести довольно разные вещи. Но принцип обобщения и причины ошибок оказываются в большинстве случаев очевидными для взрослого.

 Так, ребенок лет пяти вполне может назвать дельфина и кита рыбами, угря отнести к змеям, ориентируясь на внешнее сходство. Псевдопонятием в первом случае будет выступать слово рыбы, а во втором – змеи, ведь эти слова и есть тот самый комплекс, под который пошло объединение по общим признакам. При этом по отношению к существам привычного вида и формы никаких ошибок допускаться уже не будет, ведь основу ребенок уже усвоил, и осталось только познать все разнообразие этого мира и запомнить исключения.

 Псевдопонятие позволяет не только развивать понятийное мышление, но и совершенствовать речь, а также упрощают процесс ее восприятия ребенком. Оно играют огромную роль в становлении мышления, разума и речи, хотя и не является понятием в полном смысле этого слова – само название говорит о том, что понятие это еще несовершенное и ложное. Его особенностью является тот факт, что основывается оно не на логических основах, а на образных, ведь детям свойственно образное мышление. Кроме того, это явление очень близко к житейским понятиям, и порой присуще и взрослым людям, в особенности, если говорить о личностях не слишком образованных.

 Псевдопонятие формируется само по себе – учить этому ребенка специально не приходится. Ребенок усваивает различные слова и их значение, вместе с тем формируются и образы, а с ними – и само псевдопонятие, которое становится для ребенка первичной основой познания и изучения всего окружающего мира и его многообразия. Можно способствовать этому, можно и просто игнорировать этот факт, но в любом случае этот этап обязательно будет в жизни любого ребенка.

 С развитием логики ребенка и пониманием им природы вещей, а также и в процессе общения со взрослыми из псевдопонятий со временем вырастут понятия – комплексы, и ребенок сможет объединять предметы по различным общим признакам, даже в том случае, если признаки эти не окажутся очевидными и визуально прослеживаемыми, и придется подумать о том, откуда эти вещи берутся, или каково их назначение и особенность их использования. Да, сначала будут ошибки, но с определенного возраста и при накоплении достаточного объема базовых знаний этот процесс будет развиваться все стремительнее, и ребенок будет классифицировать и обобщать вещи по различным признакам все увереннее. Далее формируется уже более позднее и истинное понятие, свойственное не только детям старшего возраста, но и взрослым. Оно станет основой для взрослых суждений, для позволит уверенно разбираться в явлениях и вещах.

 Таким образом, это совершенно нормально, если дошкольник обобщает бабочек и мотыльков, считает моль одной из мух, полагает, что раз все птицы питаются зерном, то и ястреб выбирает для себя именно такую пищу. Однако это не значит, что родителям стоит соглашаться со всеми суждениями и выводами своего ребенка – необходимо подсказывать ему и корректировать его выводы, ведь именно это даст все возможности для эволюции его мышления и его перехода в новые и более совершенные формы.

 Развивая мышление ребенка, можно отвечать на все его вопросы, предлагать поразмышлять вместе, строить логические цепочки – разумеется, не слишком сложные, подходящие для ребенка по уровню его развития, и желательно на тему его интересов, чтобы ему не было скучно думать. Хорошим упражнением будет выбор лишнего из нескольких предметов – принцип отбора сначала должен быть простым и визуально уловимым, но далее – более сложным. Все это позволит ускорить процесс формирования мышления у ребенка и успешно подготовить его к школе, и Вы сами скоро заметите прогресс. Существует масса полезных упражнений и развивающих игр, позволяющий проработать именно этот аспект развития ребенка, и при необходимости можно почерпнуть их как у специалистов, так и в сети Интернет.

 Наиболее наглядным образом можно изучить псевдопонятие ребенка и процесс становления его мышления в целом на изучении им природы, животных и природных явлений – именно в сфере естествознания этот процесс оказывается наиболее наглядным и показательным. Если спросить дошкольника старшего возраста о животных – он сможет назвать от 10 до 45 разных видов, преимущественно птиц и млекопитающих. При этом ребенок будет демонстрировать понимание связи между животным и средой обитания, а также опознавать конкретные их органы и связь их наличия с поведением живого организма. Так, белый медведь в понимании ребенка такого возраста будет тесно связан со льдами Арктики, или просто с холодом и снегом, а наличие когтей и зубов простимулирует вывод о том, что животное это хищное, агрессивное и опасное. Все это хорошо, однако даже те понятия, которыми дети оперируют уверенно и часто, могут наполняться ими самым разным, и порой ошибочным содержанием. Имея максимум знаний о животных как о млекопитающих, ребенок может ставить знак равенства между этими понятиями, а также и словом звери, и не относить к миру животных тех же ящериц, к примеру.

 Еще раз стоит подчеркнуть, что все эти затруднения и путаница в голове ребенка есть дело временное, и спустя несколько лет от былых заблуждений не останется и следа. Взрослым остается только внимательно относиться к вопросам обучения ребенка, объяснять ему все необходимое и учить читать нужные книги в поисках ответы на свои вопросы и подтверждений своим измышлениям.

 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вопрос эксперту


Свой вопрос экспертам вы можете оставить в соответствующем разделе форума ЗДЕСЬ.

Облака тегов

Статьи
Дневники


Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер



Баннер


Баннер



Контакты

©2009 - 2019 «Ваше Все» — проблемы воспитания детей
реклама на радио