Не даю ребенку повзрослеть. Постоянная опека |
![]() |
Автор: Полищук Н. А. | |||
Многие родители задаются этим вопросом еще до того, как ребенок появляется на свет, другие же начинают думать об этом уже тогда, когда у малыша начинаются какие-то более или менее серьезные проблемы с самостоятельностью. Гиперопека – эта проблема весьма характерна для нашего общества. А заключается это явление в том, что родители, как правило, мамы и бабушки, просто не отходят от ребенка и ничего не дают сделать ему самостоятельно, то есть, выражают тот уровень заботы о ребенке, который ему уже совсем не по возрасту. Интересное наблюдение: подобное явление характерно именно для России, это часть нашего менталитета. В Европе ребенка как можно раньше стремятся приучать к самостоятельности. В Азии практически то же самое – его рано начинают обучать, расширять круг интересов, что просто несовместимо с гиперопекой и повышенной заботой. Тут знают, что ребенок возле мамы многому не научится. Грани же этого явления таковы. Если мама кормит с ложечки девятимесячного младенца и одевает его – это прекрасно. Если те же действия выполняются над ребенком в полтора – два года, полноценным в физическом и моральном плане – это уже гиперопека. Конечно, в этом возрасте ему еще много с чем нужно помогать, но требуется именно помощь, а не полное выполнение за него всех действий. Во что может вылиться для ребенка гиперопека со стороны его родителей? – В первую очередь, разумеется, в неумении делать что-либо самостоятельно. Но есть у этого явления и другие стороны, еще более неприятные. Ребенок может начать демонстрировать нежелательное поведение, привлекая внимание «гиперозабоченной» им мамы, постоянно провоцировать и доводить его. Именно поэтому при крайних проявлениях у ребенка дурного поведения часто рекомендуют начать его игнорировать, то есть, отойти от сценария гиперопеки. И он успокоится сам. Некоторые малыши прекрасно справляются с гиперопекой родителей до поры до времени и ведут себя идеально. Они слушаются, ходят в детский сад, с отличием заканчивают школу… А потом подростковый возраст начинает диктовать свое, и они словно срываются с цепи. Перестают учиться, делают все наоборот, игнорируют. То есть, к ним тоже приходит понимание, что родители слишком на них давят, и они начинают свой протест, просто позже, чем многие другие дети. В любом случае, гиперопека – это совсем не нормально. Однако она процветает, и особенно часто приходится сталкиваться с таким явлением в неполных семьях, где мама и бабушка могут стараться «возместить» недостающее внимание отца, в семьях, где появился единственный и долгожданный ребенок, или при воспитании младшего. Именно из таких семей часто и выходят дети с серьезными проблемами поведения, характерными именно для переживших гиперопеку. Мало того, следы такого своеобразного насилия над ребенком оказываются заметными и в будущем – став взрослыми, эти люди демонстрируют привычку к тому, что за них все решают, с трудом адаптируются к взрослой жизни, оказываются своего рода большими детьми, беззащитными перед окружающим миром. Ведь им не дали ошибаться и получать жизненный опыт своевременно, и потому они отстают в развитии – это вполне закономерно. Гиперопека – это насилие над ребенком, и каждый родитель должен знать об этом. Развиваясь и взрослея, каждый ребенок сталкивается с потребностью к самостоятельности, и излишняя активность родителей, пытающихся помочь ему и выполнить за него те или иные задачи, оказывается не просто неуместной, но и раздражающей. И здесь возникает дискомфорт, стресс, который выливается не только в беспомощность обыденной жизни, но и в сложности взаимоотношений со сверстниками, полное взаимонепонимание с ними. Депрессии и прочие сложности подростковой жизни могут быть связанными именно с данной проблемой. Это сложная проблема. С одной стороны, родители считают, что делают для своего ребенка все только лучшее, что всесторонне помогают ему в жизни, потому как должны это делать. Но с другой стороны – при этом родители создают для своего ребенка еще больше проблем, решать которые в итоге придется все равно ему самому. Так что здесь следует знать меру и уметь себя останавливать, ведь уметь вовремя отпустить ребенка и подарить ему свободу, независимость – это тоже важная родительская черта. Каждый родитель должен четко чувствовать меру, и отказываться от мысли, что ребенок – это его личная собственность, которую нужно защищать, оборонять. Нужно принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность, это человек, который скоро будет жить отдельной жизнью, и которому для этого необходимо приобрести жизненный опыт. А опыт этот лучше всего приобретается на собственных ошибках, и потому не стоит мешать ему ошибаться – в разумных пределах, разумеется. Нет ничего страшного в том, чтобы дать ребенку немного пореветь, настаивая на том, что он оденется сам. Не стоит отказываться от мысли купить ребенку трех-четырех лет сотовый телефон или планшет, если такая покупка не ударит по семейному бюджету – при условии, что дите действительно оказалось уже готово пользоваться таким оборудованием. Отправить школьника погулять одного – не значит подвергнуть его риску. Позволить ему самостоятельно выбирать одежду или будущую профессию – это правильно. От прямых рисков родитель должен и обязан ограждать – от дурных компаний и конкретно рискованных поступков, но в остальном свобода выбора должна появляться уже в раннем возрасте, и в дальнейшем свободы должно быть только больше. Это научит ребенка здраво распоряжаться этой свободой, он узнает цену тем или иным своим поступком в том возрасте, когда это еще не повлечет серьезных последствий, позволит обучиться взаимодействию с компанией сверстников тогда, когда его психика еще гибка и пластична, полноценно подготовит его к жизни. В дальнейшем родители смогут гордиться таким ребенком – он будет уверенно и правильно делать выборы в жизни, добьется многого. Смотрите также: Понятия эгоцентризма, современные исследования Мама, со мной никто не хочет дружить Когда подросток употребляет наркотики? ДЕТСКАЯ ИСТЕРИКА — ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ НЕВЫНОСИМЫМ Вечный "малыш", или как родительская опека вредит самостоятельности ребенка. |