Кишечная бактерия в борьбе с диабетом - «Ваше все»

Новое в дневниках

11 ноября
Настоящий газон во дворе выглядит действительно великолепно....

10 ноября
Иметь загородный дом – желание многих из нас, и причин такого...

10 ноября
Мудреца спросили, встретив:«Какова сей жизни цель?»«Я не знаю!»...

10 ноября
Смысл жизни"Кто понял жизни смысл и толк,давно замкнулся и...

09 ноября
Сберечь автомобиль от повреждений и сохранить новый вид можно...

08 ноября
В настоящее время почти все без вариантов ставят окна ПВХ....

07 ноября
Доктора считают самыми «женскими» гормонами эстрогены....

Авторизация

Кто он-лайн

Нет

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Кишечная бактерия в борьбе с диабетом | Печать |  E-mail

Статьи по теме:

Записи в дневниках по теме:

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Сахарным диабетом второго типа страдают преимущественно люди с избыточным весом. Теперь же выясняется, что и ожирение, и развитие диабета зависят от кишечной микрофлоры.

Тучный человек

Избыточный вес - важный фактор риска развития сахарного диабета второго типа, не устают повторять врачи. Все верно, но почему один толстяк страдает диабетом, а другой нет? Конечно, существенную роль играют и генетические особенности, и образ жизни, и другие заболевания. А сравнительно недавно выяснилось, что весьма важным фактором является видовой состав микрофлоры пищеварительного тракта.

Это заставило ученых разных стран приглядеться к желудочно-кишечным бактериям более внимательно. И вот теперь бельгийские микробиологи обнаружили среди них один вид, стоящий, похоже, на страже здорового обмена веществ. По крайней мере, на это указывают опыты на мышах. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.

Akkermansia muciniphila - регулятор проницаемости стенки кишечника

Бактерия Akkermansia muciniphila - далеко не самый известный микроорганизм. Она была обнаружена в слизистой оболочке кишечника человека около десяти лет назад, однако не вызвала особого интереса: видовое многообразие бактерий поистине необозримо, одним видом больше, одним меньше - не все ли равно?

Но теперь группа исследователей Лёвенского католического университета во главе с профессором Патрисом Кани (Patrice Cani) пришла к заключению, что эта бактерия играет в организме особую роль. Ученый поясняет: "Мы обнаружили, что у мышей, страдающих ожирением, в кишечнике в среднем в 3 тысячи раз меньше этих бактерий, чем у здоровых мышей. Если же мы добавляли в корм жирным мышам культуру этих бактерий, доводя их содержание в организме до стандартного уровня, мыши начинали худеть, обмен веществ приходил в норму, и сахарный диабет у них не развивался. Эта бактерия - в организме здоровых млекопитающих она составляет 3-5 процентов общей численности миклофлоры - образует очень тесное симбиотическое сообщество с клетками, выстилающими внутреннюю поверхность кишечника, подает им сигналы. Похоже, Akkermansia muciniphila участвует в регуляции проницаемости стенки кишечника".

Истончение слизистой кишечника чревато многими бедами

Стенка кишечника выполняет множество важных функций, в том числе служит защитным барьером, отделяющим организм от кишечных бактерий и продуктов их жизнедеятельности. Аномально высокая проницаемость этого барьера может привести к проникновению в организм из кишечника как микроорганизмов, так и их метаболитов, что чревато, например, воспалительными реакциями.

Судя по всему, Akkermansia muciniphila укрепляет этот барьер, говорит профессор Кани: "Мы знаем, что эта бактерия живет в слизистой оболочке кишечника, и мы действительно обнаружили, что у мышей, страдающих ожирением, эта слизистая оболочка истончается. Но если мышам дать с кормом культуру бактерий, их слизистая снова становится толще, в то же время меняется и состояние микрофлоры. Мы полагаем, что эта зависимость свидетельствует о наличии взаимосвязи между определенными видами кишечных бактерий и тучностью, хроническими воспалениями, сахарным диабетом второго типа".

Действительно, прежние исследования группы профессора Кани показали, что синтезируемые бактериями липополисахариды могут вызывать воспалительные реакции и способствовать развитию диабета. Видимо, эти субстанции намного легче проникают в организм через истончившуюся слизистую оболочку стенки кишечника.

С микрофлорой кишечника связаны и болезнь Крона, и даже аутизм...

Типичным примером может служить болезнь Крона - хроническое гранулематозное воспаление желудочно-кишечного тракта, говорит профессор Кани: "И в случае болезни Крона Akkermansia присутствует в пищеварительном тракте в гораздо меньшем количестве, у некоторых пациентов обнаружить ее и вовсе не удается. Возможно, культуру этих бактерий можно использовать как средство терапии для восстановления барьерной функции стенки кишечника".

И все же, напоминает исследователь, главным фактором, определяющим состав кишечной микрофлоры, остается питание. Хотя с помощью культуры бактерий нам удалось в известной мере нейтрализовать влияние чрезмерно калорийного корма мышей, этого едва ли будет достаточно для предотвращения развития диабета у тучных людей, подчеркивает ученый: "Лично я не верю в то, что мы сможем таким путем справиться с диабетом и тучностью, продолжая при этом потреблять нездоровую пищу - все эти гамбургеры, картофельные чипсы и прочую "мусорную еду". Нам следует очень серьезно задуматься над вопросом питания, потому что уже есть указания на то, что даже такие заболевания как аутизм связаны с нарушениями микрофлоры желудочно-кишечного тракта".