Кишечная бактерия в борьбе с диабетом - «Ваше все»

Новое в дневниках

22 июля
Если вы приобрели квартиру в новостройке или старой "хрущевке"...

22 июля
Темп современной жизни создает немалые проблемы тем, кто...

18 июля
Иногда не сразу поймешь, что требуется помощь адвоката....

18 июля
Откровенно говоря, достаточно многие люди, проживающие в городе...

17 июля
Стиль Лофт узнаваем с одного взгляда и он существенно...

18 мая
Беременные женщины, потребляющие кофеин (кофе или чай), рожают...

18 мая
Исследование Орегонского университета здоровья и науки...

Авторизация

Кто он-лайн

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Кишечная бактерия в борьбе с диабетом | Печать |  E-mail

Статьи по теме:

Записи в дневниках по теме:

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Сахарным диабетом второго типа страдают преимущественно люди с избыточным весом. Теперь же выясняется, что и ожирение, и развитие диабета зависят от кишечной микрофлоры.

Тучный человек

Избыточный вес - важный фактор риска развития сахарного диабета второго типа, не устают повторять врачи. Все верно, но почему один толстяк страдает диабетом, а другой нет? Конечно, существенную роль играют и генетические особенности, и образ жизни, и другие заболевания. А сравнительно недавно выяснилось, что весьма важным фактором является видовой состав микрофлоры пищеварительного тракта.

Это заставило ученых разных стран приглядеться к желудочно-кишечным бактериям более внимательно. И вот теперь бельгийские микробиологи обнаружили среди них один вид, стоящий, похоже, на страже здорового обмена веществ. По крайней мере, на это указывают опыты на мышах. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.

Akkermansia muciniphila - регулятор проницаемости стенки кишечника

Бактерия Akkermansia muciniphila - далеко не самый известный микроорганизм. Она была обнаружена в слизистой оболочке кишечника человека около десяти лет назад, однако не вызвала особого интереса: видовое многообразие бактерий поистине необозримо, одним видом больше, одним меньше - не все ли равно?

Но теперь группа исследователей Лёвенского католического университета во главе с профессором Патрисом Кани (Patrice Cani) пришла к заключению, что эта бактерия играет в организме особую роль. Ученый поясняет: "Мы обнаружили, что у мышей, страдающих ожирением, в кишечнике в среднем в 3 тысячи раз меньше этих бактерий, чем у здоровых мышей. Если же мы добавляли в корм жирным мышам культуру этих бактерий, доводя их содержание в организме до стандартного уровня, мыши начинали худеть, обмен веществ приходил в норму, и сахарный диабет у них не развивался. Эта бактерия - в организме здоровых млекопитающих она составляет 3-5 процентов общей численности миклофлоры - образует очень тесное симбиотическое сообщество с клетками, выстилающими внутреннюю поверхность кишечника, подает им сигналы. Похоже, Akkermansia muciniphila участвует в регуляции проницаемости стенки кишечника".

Истончение слизистой кишечника чревато многими бедами

Стенка кишечника выполняет множество важных функций, в том числе служит защитным барьером, отделяющим организм от кишечных бактерий и продуктов их жизнедеятельности. Аномально высокая проницаемость этого барьера может привести к проникновению в организм из кишечника как микроорганизмов, так и их метаболитов, что чревато, например, воспалительными реакциями.

Судя по всему, Akkermansia muciniphila укрепляет этот барьер, говорит профессор Кани: "Мы знаем, что эта бактерия живет в слизистой оболочке кишечника, и мы действительно обнаружили, что у мышей, страдающих ожирением, эта слизистая оболочка истончается. Но если мышам дать с кормом культуру бактерий, их слизистая снова становится толще, в то же время меняется и состояние микрофлоры. Мы полагаем, что эта зависимость свидетельствует о наличии взаимосвязи между определенными видами кишечных бактерий и тучностью, хроническими воспалениями, сахарным диабетом второго типа".

Действительно, прежние исследования группы профессора Кани показали, что синтезируемые бактериями липополисахариды могут вызывать воспалительные реакции и способствовать развитию диабета. Видимо, эти субстанции намного легче проникают в организм через истончившуюся слизистую оболочку стенки кишечника.

С микрофлорой кишечника связаны и болезнь Крона, и даже аутизм...

Типичным примером может служить болезнь Крона - хроническое гранулематозное воспаление желудочно-кишечного тракта, говорит профессор Кани: "И в случае болезни Крона Akkermansia присутствует в пищеварительном тракте в гораздо меньшем количестве, у некоторых пациентов обнаружить ее и вовсе не удается. Возможно, культуру этих бактерий можно использовать как средство терапии для восстановления барьерной функции стенки кишечника".

И все же, напоминает исследователь, главным фактором, определяющим состав кишечной микрофлоры, остается питание. Хотя с помощью культуры бактерий нам удалось в известной мере нейтрализовать влияние чрезмерно калорийного корма мышей, этого едва ли будет достаточно для предотвращения развития диабета у тучных людей, подчеркивает ученый: "Лично я не верю в то, что мы сможем таким путем справиться с диабетом и тучностью, продолжая при этом потреблять нездоровую пищу - все эти гамбургеры, картофельные чипсы и прочую "мусорную еду". Нам следует очень серьезно задуматься над вопросом питания, потому что уже есть указания на то, что даже такие заболевания как аутизм связаны с нарушениями микрофлоры желудочно-кишечного тракта".