"Недетсадовский" ребенок Печать
Автор: Полищук Н.А.   

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Ваш ребенок подрос, и вы уже строите планы, касающиеся выхода на работу, возможности заняться собой, осталось лишь отвести кроху в детский сад, ведь вам кажется, что ему пора привыкать к «новой» самостоятельной жизни.

Приветливый воспитатель, уютная игровая комната, новые игрушки, казалось бы, адаптация к дошкольному учреждению должна пройти успешно… Но за осенью пришла зима, вот и март не за горами, а ваш ребенок по-прежнему со слезами идет в детский сад, в лучшем случае он украдкой вытирает слезы, а в худшем его плач похож на истерику.


 Но почему? Ведь время идет, и период адаптации должен быть позади. А может быть проблема в том, что именно вашему малышу садик противопоказан?

Кто это, «недетсадовские» дети?


 Детей называют «недетсадовскими», если они с огромным трудом приспосабливаются к дошкольному учреждению, и сам садик никогда не становится для них уютным домом, где весело и всегда много друзей.

 Педагоги считают, что ребенок может считаться «недетсадовским», если на протяжении полугода он не адаптируется к садику, отказываясь есть, соблюдать режим, продолжать плакать по утрам, а по ночам страдать от кошмаров.

 Психологи шире смотрят на эту проблему. Иногда возникает внешняя видимость, что адаптация прошла успешно: малыш без скандалов идет утром в группу, в течение дня он ведет себя тихо и воспитанно, педагоги не жалуются. Но возможен первоначальный стресс, полученный в первые дни новой социальной жизни, и он может всерьез отразиться на детской психике.

 Травма не исчезает, она лишь забирается глубже, и «ложится на дно». И в самый неуместный момент она может проявиться. Поэтому присматривайтесь и прислушивайтесь к ребенку, понаблюдайте, как он играет, как общается со сверстниками во дворе.

 Поведенческие изменения, резкие всплески эмоций и необычные поступки должны вас насторожить. Обязательно нужно проработать эту ситуацию, не упуская времени, иначе детская психологическая травма может перерасти во взрослый комплекс.


Если нет контакта


 Но встречаются ситуации, когда малыш и детский сад являются абсолютно несовместимыми вещами.

 Самый серьезный случай – аутизм. Данное заболевание связано с психикой малыша. Эти дети с трудом переносят общество. Они предпочитают общению одиночество. Такой ребенок может часами играть, не обращая внимания на происходящее вокруг. Вроде бы это замечательно, родителям не нужно дергаться по пустякам! Однако все не так. Если вывести ребенка, страдающего аутизмом, в новую обстановку - он начинает метаться, испытывая истинный страх. Этому ребенку просто необходимо постоянное присутствие матери. Именно она, передавая ему собственные положительные эмоции, способна выровнять такой трудный тип личности, как шизоидный, рождающийся в ребенке. Действовать с этой проблемой нужно осторожно, прибегая к помощи специалистов (чаще всего эти дети постоянно наблюдаются у врача-психотерапевта).



 Следующей помехой для полноценного вхождения в коллектив, является одаренность или особенные способности. Для таких детей характерна повышенная чувствительность, неадекватная реакция на грубость и жёсткость дисциплины. Свобода нужна маленьким гениям, словно воздух. В этом случае желательно обеспечить крохе индивидуальный подход, но, к сожалению, в условиях детского сада это невозможно, так как в группе еще двадцать «таких же детей, как он». Впоследствии общий режим и требовательная дисциплина могут стать препятствиями на пути развития детской индивидуальности.

 Существует понятие - детская гиперактивность. Гиперактивные дети не всегда могут отдавать отчет собственным действиям, представляя опасность, как для себя, так и для окружающих. Таким образом, можно отметить, что такому малышу так же противопоказан детский сад. Пусть даже в целях личной безопасности.


Это хорошо или плохо?

 Детский сад – это не только минусы, но и очевидные плюсы. К неоспоримым преимуществам дошкольных учреждений можно отнести то, что ребенок, отрываясь от мамы и оказываясь в коллективе, учится самостоятельности, умению решать жизненные трудности, принятию решений и контактам с окружающими. Эти вещи эффективно подталкивают кроху к формированию собственной личности.

 Однако в детском саду воспитатели не всегда могут уделять должное внимание индивидуальности ребенка, сопоставляя ее с задачами, которые установлены в «казенном заведении». Таким образом, малыш, находясь в этой ячейке общества, пребывает в ней наедине с личными страхами, сомнениями и неумениями. В детском саду ребенок виден для всех. Отныне садик – это его часть жизни, где «работают» свои законы. И, случись что, нельзя убежать к маме, спрятаться за ее спину. Несмотря на одинаковый возраст, развитие детей может серьезно отличаться. Из-за чего требования и нагрузка должны учитывать индивидуальные возможности ребенка. При явном резонансе не получится избежать эмоциональных конфликтов.


Рекомендации

 Каким бы ни был ваш случай, помните, что каждый ребенок – это индивидуальность, неизмеримая общими стандартами. В первую очередь, контролируйте ситуацию, при необходимости не стесняясь прибегать к психологической помощи. Она не может быть лишней. Во-вторых, если позволяют возможности, остановитесь на частном детском саде или клубе, где практикуется набор малочисленных групп и присутствует индивидуальный подход. Это поможет ребенку легче адаптироваться к социуму. А затем и комфортная обстановка, психолог и ваша поддержка, а иногда и просто возраст, - возьмут свое.

 Чтобы готовность к детскому саду вас не смущала, не занимайтесь гиперопекой ребенка с его рождения. Ему нужно что-то уметь делать самостоятельно. И тогда посещение детского сада не приведет к формированию огорчений и лишних комплексов.

 Ребенок с хорошим тылом легко преодолевает любые ситуации. Не диктуйте своему чаду распорядок действий. Предоставляйте ему достаточную свободу. Пусть он обращается к вам только при возникновении затруднений. Не навязывайте ему своих советов. Не бойтесь, что ребенок набьет себе ненужную шишку. Сложности закаляют, и их присутствие поможет своевременно принять нужные решения, продемонстрировать характер.

 Заранее готовьте ребенка к детскому саду. Беседуйте чаще на эту тему. Рассказывайте, как там весело и интересно. Но не забывайте напомнить и о трудностях. Только не следует запугивать ребенка, важно, чтобы он понял, что садик – это шаг к самостоятельности и новой жизни. В его стенах дети становятся взрослее, смышленее и ответственнее. Ведь каждому ребенку хочется быстрее вырасти.