Формула взросления: запрет - стыд - совесть - Страница 2 - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

02 декабря 
Удостоверение водителя – крайне нужный элемент, в особенности...


02 декабря 
Исходя из практики преобладающее большинство наших сограждан,...


01 декабря 
В сделках с недвижимостью в основном всегда принимает участие...


01 декабря 
Навряд ли стоит что-либо дополнительно рассказывать про то,...


bambus  
01 декабря 
Даже если в вашей компании исключительно качественный товар,...


01 декабря 
Сейчас наиболее ценным ресурсом является время. Поэтому многие...


30 ноября 
На самом деле сейчас очень многие наши современники различных...


Авторизация

Кто он-лайн

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Формула взросления: запрет - стыд - совесть - Страница 2 Печать E-mail


Детский вопрос

Учителя говорят: чем раньше начинать преподавание религиозных культур, тем лучше, потому что к 5-му классу у детей уже есть характер, а маленьким можно рассказать о Боге простыми словами. Создается ощущение, что учителя боятся взрослых вопросов, на которые просто не смогут ответить.

Доцент кафедры педагогики и психологии младшего школьника Ульяновского педагогического университета, кандидат психологических наук Любовь Гурылева говорит, что в младшей школе, пока учитель является непререкаемым авторитетом, преподавание духовных культур, возможно, будет более эффективным. С другой стороны, в этом же есть определенное насилие, ведь ребенок еще не готов к осознанному выбору. Вот что, например, говорят второклассники частной гимназии “Дар” с православным уклоном об уроках ОПК: “Мы о Боге узнаем. Это святой урок. Бог будет к нам лучше относиться, если мы про него узнаем”, “Мы узнаем, что есть рай и ад. Узнаем иконы, молитвы всякие. Самое трудное - когда всякие сложные слова”, “Это помогает в будущем поверить в Бога”.

Услышав такое, священники, наверное, умилятся, а светские педагоги нахмурят брови. Некоторые эксперты отмечают, что возраст для изучения религиозных культур выбран неудачно. 10-11 лет - промежуточный критический возраст, когда начинает подвергаться сомнению информация, идущая от взрослых. Осмысленно воспринять абстрактную концепцию Бога ребенок может только ближе к окончанию школы, когда происходит формирование самосознания, считает Любовь Гурылева.


Путь автономной морали

Директор московского Центра психологического сопровождения образования “Точка пси”, кандидат психологических наук Марина Битянова уверена, что нельзя говорить с ребенком о нравственных субстанциях, которые в нем еще не заложены, иначе он станет ханжой. Ведь лет до пяти-шести основная нравственная формула для ребенка - “нельзя”, при этом любой запрет должен быть обоснован. Стыд появляется к восьми-девяти годам, когда ребенок понимает, что совершил нехороший поступок, боится, что о нем узнают другие и его накажут. Считается, что на этом уровне общепринятой морали, то есть стыда, остается до половины взрослых людей. Поэтому до 12-13 лет фраза “Как тебе не стыдно!” - единственная адекватная реальности.

И только в 15-16 лет у некоторых подростков (у меньшинства) появляется понятие совести. Когда стыдно перед самим собой, независимо от того, узнают ли об этом другие. С этого момента начинается путь автономной морали, здесь же истоки подлинной религиозности. Умные священники и психологи понимают, что, помогая человеку обрести веру, можно опираться лишь на то, что в человеке уже есть, а вовсе не на то, что когда-нибудь будет. Очевидно, эти соображения стоит принять во внимание тем, кто будет оценивать итоги эксперимента.


Официально

“Важно, чтобы этот предмет не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные теологи, священники”, - сказал Владимир Путин на встрече с религиозными лидерами в Даниловом монастыре 8 февраля 2012 года.


Любопытно

21 февраля 2007 года Октябрьский федеральный суд Санкт-Петербурга отклонил иск школьницы Марии Шрайбер к городскому комитету по образованию и Министерству образования РФ, в котором она потребовала запретить преподавание теории эволюции по Дарвину “как доминирующей”, а также принести ей письменные извинения “за оскорбление религиозных чувств”. Иск был поддержан представителями основных религиозных конфессий России. Решение было принято со ссылкой на светский характер российского государства и его системы образования.


Наша справка

В августе 2009 года Дмитрий Медведев подписал поручение о введении в школах предметов духовно-нравственного содержания, а 29 октября того же года правительство РФ утвердило план мероприятий по апробации курса “Основы религиозных культур и светской этики”. В аннотации к курсу говорится, что его цель - “формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений”.


Сергей Гогин, Ульяновск

Труд-7, 22 марта 2012

 



 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Контакты

©2009 - 2020 «Ваше Все» — методика воспитания дошкольников
реклама на радио