Гаджет против букваря | Ваше всё - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

15 августа 
Планируемый ремонт квартиры радует и пугает одновременно....


13 августа 
Для любой девушки, следящей за собой, духи это такой же...


13 августа 
Реалистично ли, чтобы лечение в сложившихся обстоятельствах...


10 августа 
Эксплуатация автономных энергетических источников становится...


08 августа 
Противосудорожные лекарства используются для помощи пациентам с...


06 августа 
Не существует человека, который совсем не любил бы картины....


01 августа 
Остеохондроз - довольно распространенное и опасное заболевание...


Авторизация

Кто он-лайн

Нет

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
2013.09.23 09:57:18
Oleg
Записи в дневниках по теме:Статьи по теме:

Уже в начальной школе ученики переписывают задания на флешки и общаются с учителями по скайпу.

По данным одного из последних социсследований, 91 процент россиян имеют мобильные телефоны, 28 процентов - ноутбуки. Школьники уже в начальной школе переписывают задания на флешки, выполняют домашние задания в Интернете и общаются с учителями по скайпу. Первоклашки на переменках развлекаются не игрой в догонялки, а тем, что снимают друг друга на видеокамеру. Таблицу умножения самые хитрые из них тоже не зубрят. Зачем? Ведь рядом всегда есть мобильник.

Между тем у медиков появился особый термин, обозначающий зависимость от мобильного телефона "номофобия", в США открыты клиники для лечения интернет-зависимости, а в Германии учителям запретили появляться в социальных сетях. Нужны ли гаджеты в школе? Чего от них больше - вреда или пользы? На вопросы "РГ" отвечает профессор, заведующий лабораторией психологии развития Психологического института РАО, вице-президентом Международной ассоциации "Развивающее обучение" Борис Эльконин.

Борис Даниилович, мои дети-третьеклассники вместо новой книжки просят подарить им айфон или айпад. Учительница ставит оценки в электронный дневник и задает задания по электронной почте. Неужели без гаджетов и Интернета ни школа, ни дети уже не могут обойтись?

Борис Эльконин: На тему культурного и цивилизационного кризиса написаны тома. Дети в каком-то смысле сейчас находятся впереди родителей. Когда мне надо сделать презентацию для доклада, я зову девятилетнюю дочку, которая со всеми этими делами разбирается быстрее и лучше меня. У нас, взрослых, нет времени угнаться за детьми, нам немного чужда детская лабильность опробования всего нового. Ребенок говорит родителю: "Ты пробуй, никаких образцов нет. Можно ткнуть пальцем сюда, или сюда, или вот сюда..." А взрослый боится сделать что-то не так. Думаю, в Европе или Америке такого поклонения гаджетам, как у нас, нет. У нас они пока в моде, а там стали нормой, как стиральная машина, которая есть в каждом доме.

Но останется ли у наших продвинутых детей интерес к книге? Ведь даже среди гаджетов на электронные книги приходится только 5 процентов. А бумажные версии, наверное, нынешние школьники и вовсе читать не станут.

Борис Эльконин: Давайте разберемся, почему все эти айпады, айфоны и прочие компьютерные игрушки ломают традиционную систему представлений? Потому что человек с ними становится гораздо более самостоятельным и может сам пробовать искать новые знания. Вместо того, чтобы носить с собой 25 томов энциклопедии, можно обойтись одним айпадом. А умным человеком, в частности, считается тот, кто может сам себе сделать справку. И когда ребенок в поисках информации влезает в Википедию или другой ресурс, он оказывается более самостоятельным, чем некоторые родители или учителя.

Может быть, учитель в школе скоро вообще будет не нужен?

Борис Эльконин: Учитель останется в качестве эксперта и консультанта, а не в качестве инструктора, как сейчас. И книги дети будут читать, и письменная речь не исчезнет. Но в том, что слово "щас" становится нормальным, а в эсэмэсках кто-то не ставит запятые и заглавные буквы, виноваты не гаджеты. Виновата школа, где синтаксис преподается из рук вон плохо. Вообще, для чего нужен синтаксис? Для того, чтобы понять, где я делаю паузу и акцент. Если "МАМА мыла раму", то следующее предложение "А папа сидел в пивной". Если она МЫЛА раму, то я драил стол. Синтаксис - это способ выделить главную мысль и ее оттенить.

Грамотность убита не компьютерами, а преподаванием. Вам не очень нравятся гаджеты, а есть родители, у которых, наоборот, паника - если мой ребенок к трем годам не будет играть на компьютере, то он бешено отстанет от сверстников. Середина в том, что и айфоны, и айпады нужны хотя бы для того, чтобы не таскать с собой двадцать килограммов книг. Но, что самое важное, к этим устройствам нужны умные программы, которых сейчас в школе нет.

Как же нет? Есть электронные учебники.

Борис Эльконин: Это обычные учебники, только на экране. Какая разница, где напечатан текст? У гаджетов гораздо больше возможностей, но особые школьные программы к ним стоят очень дорого. Мы с сотрудниками пытались подготовить лицензированную обучающую программу до числового периода математики для шестилеток. Оказалось, ее цена больше 100 тысяч долларов. Таких денег не нашлось. И, кстати, в началке надо сидеть за компьютером как можно меньше, лучше что-то делать руками - рисовать, лепить, мастерить, клеить...

Чем больше разных сенсомоторных усилий, тем лучше для ребенка. Для средних классов обучающие компьютерные программы, может, даже более полезны. С их помощью можно делать модели, имитировать, допустим, рост растений на разных уровнях - видимом, молекулярном, клеточном. Тут экран компьютера здорово помогает. У нас в программе Эльконина-Давыдова есть компьютерные материалы в виде разных курсов к физике, биологии. Их выполняла одна из крупных фирм. Пока этот программный продукт качественнее остальных.

В свое время программа Эльконина-Давыдова, которую начал разрабатывать ваш отец, считалась самой перспективной для развития способностей детей. Сколько школ сейчас работают по этой методике?

Борис Эльконин: Может быть, около тысячи. Есть школы, где все учителя до 9-го класса работают по нашей системе, а есть учебные заведения, где отдельные классы учатся по Эльконину-Давыдову.

И какие результаты показывают школьники?

Борис Эльконин: В решении сложных задач, требующих интеллекта они на 15-20 процентов выше, чем у учеников хороших школ. Лучшие, такие, как знаменитая 57-я школа в Москве, я не беру. Но начинать заниматься по системе Эльконина-Давыдова надо с начальной школы, потом включиться в процесс сложно. Вот что это, по-вашему? (Он поднимает палец вверх.)

Один палец!

Борис Эльконин: Наш первоклассник сказал бы: "Это может быть три фаланги, десять сантиметров , а может быть, одна шестнадцатая часть руки". При изучении русского языка у нас принят фонематический принцип. Если коротко, то важно место буквы в слове и ученик при чтении должен смотреть на впереди стоящую букву, а позднее - на предыдущее или следующее слово, предложение. Те школьники, которые учатся по программе Эльконина-Давыдова, пользуются особыми букварями. У нас принята безотметочная система и большое внимание уделяется работе на черновике. Потому что умный тот, кто умеет подготовить действия, а не тот, кто по чужим для него правилам сумел соответствовать каким-то критериям.

А как вы вписываетесь в новые стандарты, требования, которые сейчас предъявляются школе?

Борис Эльконин: Теперь школам не до развития личности. Когда-то по программам Эльконина-Давыдова работало около 13 процентов всех российских школ. Сейчас наших школ стало гораздо меньше, занковцы тоже скукожились, а все остальные программы, типа школа 2000, школа 2100, и прочие, по-моему, очень похожи.

Школа становится все дальше от детей и от родителей. Причем и в прямом и в переносном смысле. Если раньше родители могли проводить ребенка до дверей, то сейчас, в некоторых случаях, - только до ворот забора. А ведь родитель должен обсуждать с учителем, как ему работать с ребенком. Конечно, школа - не рынок, есть определенные регламенты общения, но вся проблема в том, что многие учителя не справляются с этим регламентом. Проще поставить границу: мы здесь, а вы - там. Все вопросы - по интернету.


Письмо в тему

Наталья Коменикова, пос. Дубки, Тульская область:

В школах вводят интернет-дневники и электронные журналы, которые только травмируют психику учеников. Зная о том, что оценки и замечания попадут к родителям раньше, чем сам ученик, ребенок будет нервничать, заранее готовясь к наказанию, и постарается вернуться домой как можно позже.

Самая незавидная позиция у учителя. Он, как бездушная машина, теперь вынужден "стучать" на ученика, выкладывая, все без исключения, оценки и замечания в сеть. Теперь учителю и учить-то некогда - только успевай заполнять многочисленные интернет-журналы и пиши отчеты. По-моему, минобрнауки совершает большую ошибку, переводя всех и вся на компьютерное образование. К тому же не у всех родителей есть компьютеры, а если и есть, то не все умеют ими пользоваться. Умное чадо так запутает родителя, что тот и не увидит ни интернет-дневник, ни интернет-журнал.

А во что сейчас превратился урок? Учитель, связанный по рукам и ногам, утвержденным в трех инстанциях рабочим планом, не имеет права ни на шаг отступить от бумажки. Даже если ученики не усвоили тему - только вперед, останавливаться нельзя, конвейер включен. Хороший, интересный, полезный урок умер. А ты, вырастивший четыре поколения учеников, устарел. И вот - уходи, потому что не владеешь "компьютерной грамотой". Я не отсталый человек, у меня есть и Интернет, и свой сайт, но почему всех надо загонять в сеть? С непонятным упрямством твердим: урок в прежнем виде устарел. Да не устарел, просто все меньше остается тех, кто может дать хороший урок.


Источник: РГ



  подготовка к школе | школьная программа | школа | система Эльконина-Давыдова
 



feed-image RSS-лента

Контакты

©2009 - 2019 «Ваше Все» — воспитание
реклама на радио