Псевдопонятие у детей - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

18 ноября 
С распространением интернет-казино многие моменты упростились....


14 ноября 
Великолепную романтику весны с янтарными вербовыми соцветиями,...


14 ноября 
Лужица Владимир Шебзуховчитает автор в...


13 ноября 
согласно данным официальной отчетности примерно 20%...


11 ноября 
Памятник дрессировщикамВладимир ШебзуховЗвонок. Взяла собака...


10 ноября 
Существенную часть времени человек проводит во сне и в этот...


09 ноября 
Болтун на свете проживал,Забалтывал чертовски.Не раз в свой...


Авторизация

Кто он-лайн

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Псевдопонятие у детей Печать E-mail
Автор: Полищук Н. А.   

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Дошкольник часто обобщает по одному внешнему виду вещи и явления, носящие совершенно различный характер, и присваивает им родство, ошибочно относит к одной категории. Нормально ли это, и почему это происходит? Как ребенок будет жить с таким ошибочным пониманием мира?

Эти вопросы беспокоят многих родителей, которые наблюдают за своими детьми и общаются с ними на тему природы вещей.


 Переход я от комплексного к понятийному мышлению, ребенок всегда проходит через стадию псевдопонятия. В момент, когда он уже может судить о некоторых вещах и их свойствах, он начинает обобщать, передавая в своем мышлении качества, присущие уже известным ему предметам и объектам, вещам, которые похожи внешне, или имеют иные общие признаки, на которые ребенок может обратить свое внимание. Под одно и то же слово ребенок на данном этапе может подвести довольно разные вещи. Но принцип обобщения и причины ошибок оказываются в большинстве случаев очевидными для взрослого.

 Так, ребенок лет пяти вполне может назвать дельфина и кита рыбами, угря отнести к змеям, ориентируясь на внешнее сходство. Псевдопонятием в первом случае будет выступать слово рыбы, а во втором – змеи, ведь эти слова и есть тот самый комплекс, под который пошло объединение по общим признакам. При этом по отношению к существам привычного вида и формы никаких ошибок допускаться уже не будет, ведь основу ребенок уже усвоил, и осталось только познать все разнообразие этого мира и запомнить исключения.

 Псевдопонятие позволяет не только развивать понятийное мышление, но и совершенствовать речь, а также упрощают процесс ее восприятия ребенком. Оно играют огромную роль в становлении мышления, разума и речи, хотя и не является понятием в полном смысле этого слова – само название говорит о том, что понятие это еще несовершенное и ложное. Его особенностью является тот факт, что основывается оно не на логических основах, а на образных, ведь детям свойственно образное мышление. Кроме того, это явление очень близко к житейским понятиям, и порой присуще и взрослым людям, в особенности, если говорить о личностях не слишком образованных.

 Псевдопонятие формируется само по себе – учить этому ребенка специально не приходится. Ребенок усваивает различные слова и их значение, вместе с тем формируются и образы, а с ними – и само псевдопонятие, которое становится для ребенка первичной основой познания и изучения всего окружающего мира и его многообразия. Можно способствовать этому, можно и просто игнорировать этот факт, но в любом случае этот этап обязательно будет в жизни любого ребенка.

 С развитием логики ребенка и пониманием им природы вещей, а также и в процессе общения со взрослыми из псевдопонятий со временем вырастут понятия – комплексы, и ребенок сможет объединять предметы по различным общим признакам, даже в том случае, если признаки эти не окажутся очевидными и визуально прослеживаемыми, и придется подумать о том, откуда эти вещи берутся, или каково их назначение и особенность их использования. Да, сначала будут ошибки, но с определенного возраста и при накоплении достаточного объема базовых знаний этот процесс будет развиваться все стремительнее, и ребенок будет классифицировать и обобщать вещи по различным признакам все увереннее. Далее формируется уже более позднее и истинное понятие, свойственное не только детям старшего возраста, но и взрослым. Оно станет основой для взрослых суждений, для позволит уверенно разбираться в явлениях и вещах.

 Таким образом, это совершенно нормально, если дошкольник обобщает бабочек и мотыльков, считает моль одной из мух, полагает, что раз все птицы питаются зерном, то и ястреб выбирает для себя именно такую пищу. Однако это не значит, что родителям стоит соглашаться со всеми суждениями и выводами своего ребенка – необходимо подсказывать ему и корректировать его выводы, ведь именно это даст все возможности для эволюции его мышления и его перехода в новые и более совершенные формы.

 Развивая мышление ребенка, можно отвечать на все его вопросы, предлагать поразмышлять вместе, строить логические цепочки – разумеется, не слишком сложные, подходящие для ребенка по уровню его развития, и желательно на тему его интересов, чтобы ему не было скучно думать. Хорошим упражнением будет выбор лишнего из нескольких предметов – принцип отбора сначала должен быть простым и визуально уловимым, но далее – более сложным. Все это позволит ускорить процесс формирования мышления у ребенка и успешно подготовить его к школе, и Вы сами скоро заметите прогресс. Существует масса полезных упражнений и развивающих игр, позволяющий проработать именно этот аспект развития ребенка, и при необходимости можно почерпнуть их как у специалистов, так и в сети Интернет.

 Наиболее наглядным образом можно изучить псевдопонятие ребенка и процесс становления его мышления в целом на изучении им природы, животных и природных явлений – именно в сфере естествознания этот процесс оказывается наиболее наглядным и показательным. Если спросить дошкольника старшего возраста о животных – он сможет назвать от 10 до 45 разных видов, преимущественно птиц и млекопитающих. При этом ребенок будет демонстрировать понимание связи между животным и средой обитания, а также опознавать конкретные их органы и связь их наличия с поведением живого организма. Так, белый медведь в понимании ребенка такого возраста будет тесно связан со льдами Арктики, или просто с холодом и снегом, а наличие когтей и зубов простимулирует вывод о том, что животное это хищное, агрессивное и опасное. Все это хорошо, однако даже те понятия, которыми дети оперируют уверенно и часто, могут наполняться ими самым разным, и порой ошибочным содержанием. Имея максимум знаний о животных как о млекопитающих, ребенок может ставить знак равенства между этими понятиями, а также и словом звери, и не относить к миру животных тех же ящериц, к примеру.

 Еще раз стоит подчеркнуть, что все эти затруднения и путаница в голове ребенка есть дело временное, и спустя несколько лет от былых заблуждений не останется и следа. Взрослым остается только внимательно относиться к вопросам обучения ребенка, объяснять ему все необходимое и учить читать нужные книги в поисках ответы на свои вопросы и подтверждений своим измышлениям.

 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Контакты

©2009 - 2018 «Ваше Все» — воспитание в дошкольном возрасте
реклама на радио