Статьи по теме:
|
Записи в дневниках по теме:
|
|
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Социальное развитие ребенка начинается еще в младенчестве и продолжается на протяжении всего периода взросления, да что там говорить, пожалуй, и всей жизни.
Cоциальное развитие ребенка
Первые эмоциональные контакты с окружающим миром малыш старается установить еще в возрасте нескольких недель от роду. Позднее он учится взаимодействовать со взрослыми, доверять им, управлять своим телом и разумом, строить речь и облекать ее в слова. Чтобы социальное развитие ребенка было плавным и гармоничным, необходимо уделять маленькому любопытному созданию максимум внимания — демонстрировать ему предметы, разговаривать с ним, читать книги вслух.
Под социальным развитием ребенка в общем смысле принято понимать процесс, при котором происходит усвоение традиций культуры и общества, в котором ребенок растет, формирование ценностей. И семья как главная и основная его ячейка становится своеобразным проводником, который из поколения в поколение несет опыт и знания, накопленные ранее. Именно для того, чтобы восприятие окружающего мира ребенком впоследствии не стало искаженным, родители малыша должны создать в доме правильную психологическую атмосферу — атмосферу доверия и взаимного уважения. Это и есть первичное социальное воспитание детей.
Ведущую роль в процессе социального становления личности играет общение. С его помощью не только происходит взаимодействие между членами одной семьи, но и появляются дружеские связи между сверстниками. Общение также лежит в основе социальной иерархии, что, например, ярко просматривается в пределах детского сада — отношения «ребенок – воспитатель». Первые эмоции малыша, которые он проявляет еще в колыбели: мимика, движения, звуки — все это относят к попыткам общения со взрослыми.
Начиная с шестимесячного возраста, взаимодействие детей с родителями носит ситуативно-деловой характер. Главным признаком такого общения является практическое взаимодействие. Малышу требует не просто родительская ласка и любовь окружающих, а помощь и совет. Чаще всего это выражается в желании ребенка действовать совместно со взрослыми. Это дает малышу возможность нормально развиваться и активно познавать мир: видя, как взрослые обращаются с предметами, он наблюдает за ними и перенимает навыки.
С трех до пяти лет характер общения меняется, и оно приобретает внеситуативно-познавательную форму. На этом этапе социального развития ребенка малыши обычно получают статус «почемучек» — задают много различных вопросов, в основном, о том, что видят или что почерпнули из разговоров с другими людьми. Главным средством общения становится речь, которая позволяет обсуждать те явления и предметы, которые в данный момент находятся далеко от ребенка, но о которых ему так хочется поскорее узнать. То есть малыш имеет возможность расширить ситуативные границы, и если раньше пространство было сильно ограничено, скажем, пределами его комнаты, то теперь полет его фантазии полностью вырывается на свободу. Основным стремлением ребенка такого возраста становится желание получать знания об окружающем мире в огромных количествах. Малыш продолжает советоваться со взрослыми и многое узнает от них, однако и собственный путь познания с этих пор для него открыт.
Следующий этап социального развития ребенка — это переход к личностной форме общения. Она характерна для детей в возрасте шести–семи лет. В это время вопросы малышей приобретают конкретную направленность — они все чаще спрашивают о человеке и его предназначении. На данном этапе взрослый является в глазах ребенка всемогущим, то есть примером для подражания. Очень важно прочувствовать этот момент и оказать малышу необходимую помощь и поддержку, особенно если он в чем-то сомневается или переживает по какой-либо причине. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться свой собственный стиль поведения, правда, пока по аналогии с образом действий находящегося рядом взрослого. Поэтому очень важно, кто находится с малышом в данный момент, — он чрезвычайно подвержен влиянию и гибок, как пластилин. В возрасте шести–семи лет ему жизненно необходимо общение с ровесниками: так социальное развитие ребенка протекает более гармонично и ровно. Социализация малышей должна проходить наиболее безболезненно, и подходящую атмосферу для этого процесса должен создать взрослый — учитель или воспитатель. Так каждый в коллективе будет чувствовать себя частью единого целого и одновременно сможет сохранить свою индивидуальность.
Проще всего дети адаптируются к социальной среде во время игр. Стоит обратить внимание на характер манипуляций, производимых детьми: чаще всего это действия, копирующие поведение взрослых. Малыш создает воображаемую ситуацию, примеряя на себя жизненные роли родителей, учителей, врачей, тем самым неосознанно подготавливая себя ко входу в большой мир. Игра полезна еще и тем, что в процессе ребенок учится находить выход из различных ситуаций, в том числе и тех, в основе которых лежит противоречие, конфликт. Конечно, игровая деятельность не единственный фактор, который способствует социальному воспитанию детей. Очень важны занятия и упражнения, позволяющие развивать кругозор, обязательны знакомство с литературой и музыкой и, конечно же, доверительные беседы с родителями и педагогами, в ходе которых у малышей появляется возможность обсудить поступки и мысли.
Социальное воспитание детей
Проблемы социального воспитания детей год от года становятся все актуальнее. Помимо стандартных государственных организаций, предназначенных для этой цели (школ, детских садов), существуют еще и так называемые «кружки по интересам», в основном частные и оплачиваемые отдельно (музыкальные школы, изо- и танцевальные студии и т. п). Кроме того, в последнее время появилось большое количество дошкольных развивающих центров, где за умеренную плату педагоги обещают научить ребенка адаптироваться к окружающему миру, существовать в коллективе, разбудить его скрытые таланты и возможности, решить многие из проблем социального воспитания.
Социальное воспитание детей любого возраста должно обязательно включать в себя несколько составляющих. Во-первых, это интеллектуальная работа — обучение в школе, а также участие во внеклассных проектах, направленных на развитие эрудиции и накопление знаний, положительного опыта. Во-вторых, практическая деятельность — творчество, спорт, туризм и тому подобные занятия, способные развить ребенка физически и подготовить к различным жизненным ситуациям, которые могут неожиданно произойти с каждым из нас. В третьих, это эстетическое развитие: воспитывая в детях чувство прекрасного, прививая им любовь к музыке, театру, живописи, мы учим их творить, импровизировать, стремиться к созданию чего-то нового, эмоционально совершенного. Отдельно стоит сказать о социальном воспитании детей, которое должно проводиться в период, когда учебный процесс приостановлен, — на каникулах. Обязательными пунктами для детей любого возраста являются:
– профессионально-творческая активность;
– спортивно-оздоровительная деятельность;
– досуг (складывается из отдыха, развлечений, праздников, творчества и самостоятельного развития).
На определенном этапе социальное воспитание детей родителями и педагогами перестает играть определяющую роль, и ему на смену приходит самовоспитание. Ребенок перестает воспринимать навязываемую другими информацию и открывает для себя возможность выбора — жанра музыки, стиля одежды и так далее.
Однако до того, как это произойдет, проблемы социального воспитания должны быть доверены исключительно высококвалифицированным педагогам, способным привить ребенку знания в рамках существующей системы, а также помочь в решении вопросов, касающихся социологии, психологии, физиологии и других наук, центральное место в метрике ценностей которых занимает человек.
Специалист по социальному воспитанию детей — это, прежде всего, человек, который способен понять и выслушать другого, дать подсказку, если она необходима, привить детям такие качества как общественную активность и творческую самостоятельность.
Многие проблемы социального воспитания требуют деликатных способов решения, и грамотный педагог понимает это, постепенно, шаг за шагом распутывая клубок конфликтов и вовлекая своих подопечных в круговорот культурно-деятельностного развития. |
also eager of getting familiarity.
My webpage ... Paulette: herenwithitnow232.com
wondering if you knew where I could get a captcha plugin for
my comment form? I'm using the same blog platform as yours and I'm having trouble finding one?
Thanks a lot!
Here is my web site - medium.com: medium.com/.../...
my web page: Klaus: batallador.es/.../...
It is the little changes that make the most significant changes.
Thanks for sharing!
Here is my web-site ... 188bet: www.188bongda.com/188bet-link/
coverage! Keep up the excellent works guys I've added you guys to my personal blogroll.
My blog; Lakesha: bbs.fzclimb.com/.../...
Feel free to visit my blog post: moder diet original como
saber: wt.social/.../...
really found you by mistake, while I was looking on Aol for something else, Regardless I am here now and
would just like to say thank you for a remarkable post and a all round exciting blog (I also love the theme/design),
I don’t have time to go through it all at the minute but I have
saved it and also added in your RSS feeds, so when I
have time I will be back to read more, Please do keep up the awesome b.
My web page; fb88: www.bettingtop10.com/vi/fb88/
Here is my web blog; Mckenzie: sin.com/.../...
Nice post. I learn something totally new and challenging on blogs I stumbleupon everyday.
It's always exciting to read content from other writers and use a little something from their websites.
서산출장샵: seosanswedish.club , copperprostate.site: ricewinetrip.club.
My brother recommended I might like this website.
He was entirely right. This post truly made my
day. You can not imagine simply how much time I had spent for this info!
Thanks!영천출장마사지: yeongcheonoffice.club , gapyeongswedish.site: mass-productionbutterfly.club.