Вечный "малыш", или как родительская опека вредит самостоятельности ребенка. - Страница 3 - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

21 января 
Тяжело видеть, как успешный и умный родственник прямо на глазах...


20 января 
Учеба за границей привлекает одаренных студентов, которые...


19 января 
Прогрессивные барышни не удовлетворяются домашними делами,...


19 января 
Если вы надеетесь, что дважды в день чистите зубы и этого...


17 января 
По состоянию волос очень легко понять, насколько женщина...


14 января 
Если вы планируете поездку в Москву, например, отправиться на...


07 января 
О покупке настоящей картины чаще всего думают те, кто стремится...


Авторизация

Кто он-лайн

Нет

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Вечный "малыш", или как родительская опека вредит самостоятельности ребенка. - Страница 3 Печать E-mail



А чем тут возмущаться? Разве вы научили его выбирать? Ведь что обычно слышит ребенок?

- Ешь, что дают. Я кому сказала?!.. Делай то-то! Делай так-то! Иди туда-то!

А если ребенок хочет чего-то другого, его быстро окорачивают: - Не капризничай! Нет такого слова – «хочу»! Ишь, какой привереда!
Подавляя волю ребенка по мелочам, мы почему-то потом требуем, чтобы он проявил ее в главном. То есть опять-таки выталкиваем на жизненную сцену без единой репетиции, да еще хотим, чтобы он блестяще справился с ролью. Абсурд!

Мы уверены, что приучать детей к самостоятельному выбору гораздо важнее, чем к ложке или к горшку. Разве трудно спросить малыша, что он хочет на ужин: кашу, творог или оладушки? Какие колготки ему сегодня хочется надеть: синие или красные? Где он сегодня хочет погулять: в скверике или на горке?

Только это обязательно должен быть реальный выбор! А не фиктивный, когда вы заранее запланировали желаемый для вас ответ.
Другая крайность (особенно распространенная в кругах интеллигенции) - предоставлять ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта «свободная педагогика» на расхожих либеральных мифах: «ребенок лучше знает, что ему нужно», «дети мудрее нас» и т. п.

В результате этих благоглупостей ребенок, который «лучше знает, что ему нужно», либо целыми днями смотрит телевизор (а если читает, то одни комиксы), либо с малолетства толчется среди взрослых и вырастает резонером и снобом, усваивая лишь форму, лишь оболочку культуры. У такой «старой головы» все не свое: интересы, вкусы, даже эмоции. А главное суждения! Он рассуждает о постмодернизме и отцах церкви, о западной демократии и восточной этике, привычно приводя в восторг не чутких к фальши гостей. И при этом у него могут отсутствовать самые элементарные этические понятия. Нет чувства такта, чувства сострадания, вообще нет привычки интересоваться людьми. И фантазия у таких детей, как правило, не развита, хотя часто предмет гордости их родителей - литературное творчество ребенка. Но оно-то и является наиболее «диагностичным»: все - сплошной плагиат, а если что-то и выдает юный возраст «гения», то лишь наивная откровенность заимствования. Даже детский рисунок - казалось бы, образец самобытности - у таких псевдовундеркиндов удручающе несамостоятелен. Все это мамины и папины представления о «Стране Фантазии».

«Опять наговорили с три короба, - устало вздохнет наш читатель. - А выводы, выводы? Сухой остаток?»

И, правда, пора закругляться. А вывод наш таков: равновесие. На одной чаше весов написано «права», на другой - «обязанности». Если на одну чашу положили новую гирьку - не забудьте восстановить равновесие, бросив соответствующую гирьку и на другую. А то нередко расширение прав ребенка (без которого все равно не обойтись!) почему-то не связывается с увеличением обязанностей. В результате вырастает тиран неумейка, своенравный и инфантильный. Если же постоянно перевешивает чаша обязанностей, вы можете получить забитое покорное существо: не кроткое, т. е. свою волю смиряющее, а именно покорное, т. е. своей воли не имеющее. А хочется, чтобы вырос не тиран и не раб, а нормальный свободный человек, ведь правда? Не думайте, что соблюдать равновесие очень сложно: весы-то чисто символические, а вовсе не прецизионные, не аптекарские. Предположим, вы впервые разрешили ребенку поехать в гости к другу, живущему в нескольких остановках от вас. Хорошо. Но будет еще лучше, если он теперь и сестру начнет время от времени забирать из садика, раз он такой взрослый.

Естественно, варианты могут быть самые разные. Важен сам принцип «динамического равновесия». Один из немногих принципов, которыми, на наш взгляд, не стоит поступаться.


Медведева И. Я., Шишова Т. Л.



 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

23 января отмечают именины
Григорий, Павел и Макар.

Облака тегов

Статьи
Дневники


Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер



Баннер


Баннер



Контакты

©2009 - 2020 «Ваше Все» — нравственное воспитание дошкольников
реклама на радио