Традиции воспитания на Руси - «Ваше все»
 

Новое в дневниках

19 января 
В данное время официальное получение каких угодно медицинских...


19 января 
Несомненно нет смысла что-нибудь дополнительно рассказывать...


19 января 
Банковский кредит мы обычно берем с конкретной запланированной...


19 января 
В последние годы наиболее просматриваемым спортивным...


18 января 
Как и надлежит одному из самых популярных казино, в...


18 января 
Наверное, нет ничего приятнее, чем провести вечер в интернет...


bambus  
18 января 
Вас заинтересовал вопрос сравнить авто по техническим...


Авторизация

Кто он-лайн

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Традиции воспитания на Руси Печать E-mail


Статьи по теме:

Записи в дневниках по теме:

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Наверное, никогда прежде не существовало такого количества методик воспитания детей, как сегодня. Современным родителям так не просто сделать выбор... Однако, когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока, Монтессори и Ушинского.

И, что удивительно, вопросов и проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, кажется, было намного меньше. Как же воспитывали детей наши далекие предки?


Для начала разберемся, какие ценности прививались детям в древние времена в первую очередь. Во-первых, христианская традиция «Почитай отца своего» достаточно быстро стала основой воспитания на Руси. Служение отцу и матери (а также почитание старших) уподоблялось служению Богу, оскорбление их - его оскорблению. Несмотря на то, что большое внимание уделялось исполнению внешних обрядов - постов, праздников, причащений и т.п., все же именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости стали основой воспитания детей. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт, что являлось гарантией преемственности традиций. Таким образом, «Иванов, не помнящих родства», из которых сегодня состоит большая часть общества, просто не существовало.

Огромное внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе. Сейчас человек покоряет природу, а не живет с ней в гармонии и согласии, как это было раньше. Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «Мать Земля не простит этого». Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать».
Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. В давние времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Дома же современных горожан все больше походят на крепости, куда нет входа посторонним. Да и встречи с друзьями все чаще переносятся в кафе и рестораны.

А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо-татарами, с крестоносцами?
Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. К этому возрасту он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Просьба не путать кормильцев с кормилицами, чьи заботы ограничивались уходом и кормлением малолетних детей. Кормильцы - специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи.

Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика. Князь Святослав, будучи еще ребенком, был взят в поход своим кормильцем Асмудом, и именно мальчику было поручено бросить копье в сторону древлян, что стало началом битвы. Игорь Святославич в возрасте 5 лет участвовал в княжеском съезде.

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить - ум точить», «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг - «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи. Детей учили - с детства читаешь святые книги - совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания. Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя Тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие». В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

О воспитании мальчиков на Руси стоит сказать несколько слов отдельно. Так как к любому мальчику относились в первую очередь как будущему воину, его воспитанию уделялось особое внимание.

Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.

Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком» (в подлиннике – «дитеском»). «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий, символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.

Спустя примерно десять лет в летописи вновь говорится о Святославе: «Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; хотя легко, как барс, вел он многие войны».

Затем шло уже участие в походах, чтобы самому стяжать честь и славу, добыть себе имущество и таким образом утвердиться среди взрослых.
Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.

Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью... около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников.

Подобным рыцарским испытаниям юношей на Западе были участие княжичей-подростков в военных походах, охоты на хищных зверей и укрощение животных. Мономах с тщательностью рассказывает о труде своем, «как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет». Князь научился забавам, которые любил всю жизнь: укрощать руками диких коней, вступать в единоборство с вепрем, медведем и «лютым зверем» (барсом или, может быть, львом – в те времена этих южных зверей можно было встретить на Дону). И это несмотря на то, что «с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки, и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею...»

Новым же было христианское воспитание, знание церковного учения, следование святым заповедям. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем...» Первая часть «Поучения» просто усыпана цитатами из Псалтыри – это свидетельствует о том, что знание священных книг стало признаком большого достоинства не только для духовных лиц, но и для княжеской среды. Частью образа жизни становится соблюдение молитв. «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи современные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом – на восходе солнца, надо с радостью прославлять Бога...» Появляется понятие грехов, которые богобоязненный человек должен исправлять всю жизнь, призывая на помощь Бога.

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем», – обращается к своим читателям Владимир Мономах. К благочестию, по его мнению, относится милосердие к страждущим: бедным, нищим, больным и убогим. К смирению перед старшими добавляется «ума смирение» – отказ от мести, нанесения обиды, гнева. Мономах приводит слова из поучения вселенского отца Василия Великого о надлежащих правилах общежития: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь».

Еще одно новое достоинство, которое ценит Владимир Мономах, – учение. «Чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Ранее, при Ярославе Мудром, предпочтение в образовании, похоже, отдавалось скорее девочкам.

Присутствуют в «Поучении» и правила этикета: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Наконец, управляя своими владениями, надо следить за подчиненными: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам».

«Поучение Владимира Мономаха» переписывалось и вставлялось в редакции летописей вплоть до XV в. – столько времени оно оставалось руководством по воспитанию князей. Другие произведения литературы XII и последующих веков подтверждают эти воспитательные ценности в феодальной среде.

Социально-бытовые условия в той части Руси, которая стала Московским государством, заметно изменились в XVI в., когда сложилась централизованная система власти во главе с Государем всея Руси, а затем – царем (1547). Российское государство сплачивалось как, с одной стороны, сословно-представительное, а, с другой, крепостническое. Главным в морали правящих кругов постепенно становится служение государю и общеполитическим интересам. Несколько больше начинает проявлять себя мораль городской среды купцов, ремесленников. Крестьянские устои остаются в целом патриархальными.

Показательно, что именно в первые годы правления Ивана IV, когда осуществлялось укрепление государственного аппарата, видный деятель совета ближайших людей при молодом царе Избранной рады игумен Сильвестр составил «Домострой», ставшую нарицательной книгу об устройстве семейных отношений. К теме этого материала «Домострой» имел прямое отношение – книга начинается с «Наставления отца сыну». Отец «вразумляет» сына и его родных и домочадцев жить «по-христиански». После глав о соблюдении церковных обрядов, молитв и почтении к церкви следует сказание о том, «как детей своих воспитывать в поучении и страхе Божием».

Согласно религиозным заповедям дети в то же время должны любить отца и мать. Всякий ребенок должен обучаться родительскому «делу», «всякому ремеслу». Необходимо оберегать себя и домашних от всех грехов. Выделено отношение, и не только в семье, а к разным людям в зависимости от их положения: «к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Кончается книга непосредственно обращением Сильвестра к сыну Анфиму. Отец хвалит сына за то, что тот состоялся как государственный чиновник и лицо, доверенное у царя. Кроме верного христианского благочестия, игумен особенно отмечает значение для сына царского расположения и «пожалования». Сын должен оправдывать свое высокое положение, то, что он «все блага положил». В жизни следует иметь «верную правду и любовь нелицеприятную ко всем». «Добрым делам подражай», – наставляет отец сына. В общем, человек должен руководствоваться в жизни примерно тем же, что и по «Поучению Владимира Мономаха», но при этом прежде всего думать о государевой службе.

Хоть и «бунташный», но поступательно развивающийся в России дальнейший XVII в. способствовал усердному накоплению знаний и деловых навыков, разнообразному проявлению способностей «сильных мира сего». В то же время молодой человек еще всецело зависел от отцовской воли и семейных устоев. Как это было, можно с известной долей условности представить себе по нравоучительным повестям времени правления Алексея Михайловича.

Вот – «Повесть о Горе-Злосчастии». В этом анонимном стихотворном произведении «молодец», забыв о родительских наставлениях, нажив «пятьдесят рублев», пропил свое имущество с сомнительными друзьями. Умные люди вновь наставили его на путь правильный, но нажив «живота больше старова», он похвалился своим богатством, и его наказало Горе-Злосчастие, заставив вновь все пропить. Это Горе не отступало от героя повести, и он смог спасти свою душу, только пойдя в монастырь. «Смирение» и «вежество» – вот что ставится в «Повести» во главу угла при достойном поведении юноши.

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Сегодня мы так много сил тратим на поиски новых систем, методик, принципов воспитания.

Но всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Тем более, что традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, выдержавший испытание веками (!!!), и который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса.

 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

20 января отмечают именины
Иван.

Облака тегов

Статьи
Дневники


Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер



Баннер


Баннер



Контакты

©2009 - 2021 «Ваше Все» — воспитание детей в школе
реклама на радио