Новое в дневниках

30 октября 
Туземец принимал гостей С далёких стран Европы. Пусть, времена...


Rikku  
30 октября 
Всем привет! Я молодая мама, у меня есть любимая дочка Аня,...


shpak  
28 октября 
В феврале 2010 года власть отменила обязательную сертификацию...


26 октября 
Конспект НОД по рисованию в средней группевоспитателя II...


25 октября 
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №232» города...


22 октября 
Вдруг принесла девчушка наша, По имени, пусть будет – Даша, Из...


20 октября 
по Энтони де Мелло Пришёл однажды к мудрецу, Кого гремело имя,...


Авторизация

Кто он-лайн

Поиск

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
Баннер
Воспитание и развитие ребенка: особенности проблемы, пути их решения, методы воспитания детей Печать E-mail


Статьи по теме:

Записи в дневниках по теме:

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Воспитание — это процесс, всегда ориентированный на определенную возрастную группу. Задачи, средства и методы воспитания должны соответствовать возможностям и особенностям развития ребенка в данном возрасте, только в этом случае воспитание может быть эффективным.

Воспитание детей и возрастные особенности развития

  Воспитание детей в различных учебно-воспитательных учреждениях ведется дифференцировано, с отдельными возрастными группами. В развитии ребенка принято выделять три основных периода: дошкольный, школьный и период социальной зрелости — взрослость. Каждый из этих периодов содержит в себе более короткие промежуточные этапы, для каждого из которых характерны свои законы воспитания и развития детей. Так, дошкольный возраст включает в себя период младенчества — с рождения до года, раннего детства — с 1 до 3 лет и собственно дошкольный возраст с 3 до 7 лет. Школьный возраст, в свою очередь, в соответствии с этапами умственного развития подразделяется на младший (7–9 лет), младший и средний подростковый возраст (10–12 лет), старший подростковый возраст (13–15 лет) и юношество (16–17 лет).

  Конечно, такие возрастные границы этапов развития и соответствующих особенностей воспитания весьма условны и на практике могут существенно сдвигаться в любую сторону в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. С другой стороны, со временем эти границы могут сдвигаться под влиянием новых явлений в обществе, что находит отражение в возникновении новых тенденций воспитания детей. Например, в последние годы частым явлением стало более раннее физическое и умственное развитие ребенка, причины которого могут частично крыться в ускоренных темпах современной жизни и ее переменчивых законах. Тем не менее, определение этих границ имеет решающее значение при выборе методов и форм детского воспитания и обучения, правильного распределения учебной нагрузки и режима занятий.

Развитие ребенка в дошкольный период

  Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни и воспитании детей, на котором закладывается база для дальнейшего полноценного развития ребенка. Это время интенсивного роста, развития головного мозга и всех основных функций организма. На этом этапе в ходе воспитания ребенка закладываются основные особенности характера и определяется тип темперамента ребенка. Всего их существует четыре: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Развитие ребенка во многом определяется тем, к какому типу тяготеет его темперамент. В чистом виде эти типы нервной системы встречаются очень редко, но, как правило, любого ребенка можно отнести к какому-то промежуточному типу с приближением к одному из основных.

  Особенно ярко проявления типа темперамента выступают в самом младшем возрасте и во многом определяют дальнейшее воспитание ребенка. Тип нервной системы обязательно должен учитываться в процессе воспитания детей. Более того, именно в этом возрасте целенаправленным воспитанием и созданием определенных условий жизни можно в определенных пределах воздействовать на проявления характерных особенностей темперамента, сгладить некоторые нежелательные его проявления и направить эмоциональное развитие ребенка в благоприятное русло.

  Воспитание и развитие детей дошкольного возраста определяется в первую очередь их физическими и умственными возможностями и свойственным этому возрасту типом мышления. На этом этапе развития ребенка его мышление тесно связано с практической деятельностью и опирается на наглядные примеры. Соответственно, и методы воспитания ребенка должны быть основаны на исследовании конкретных предметов, их свойств, действий, которые можно сними производить. Главным инструментом воспитания и развития в этом возрасте является игра. Именно в процессе игры развитие ребенка происходит естественным образом, без принуждения. Ребенок постепенно узнает новое об окружающих его предметах и явлениях, учится общаться и вести себя с другими детьми.

  В раннем возрасте активно развиваются потребности ребенка, и на их основе формируются разнообразные интересы. Основной движущей силой непрекращающегося развития ребенка в этот период является познавательный интерес, сначала к самому процессу совершения действий, позже — к их результату. Главная задача воспитания детей младшего возраста сводится к постоянному поддержанию этого интереса, развитию любознательности, помощи в освоении новых видов деятельности и своевременное расширение кругозора ребенка.

  В процессе воспитания ребенка важно привить ему способность действовать и общаться с другими людьми с пониманием того, что делать можно, а что нельзя. Как нельзя лучше этому способствует воспитание детей в коллективе, будь то группа детского сада или занятия в развивающем центре. Особенности воспитания детей в этом возрасте связаны с тем, что в период дошкольного развития ребенка формируются индивидуальные интересы, склонность к определенным видам деятельности. Поэтому цель детского воспитания в этот период — дать ребенку начальные представления о самых различных направлениях деятельности, от физических упражнений до развития художественных и музыкальных способностей, знакомства с природой, в игровой форме ознакомления с основными дисциплинами, более глубокое изучение которых начнется уже в школе. Правильно поставленное дошкольное воспитание играет решающую роль во всей последующей жизни человека, его физическом, интеллектуальном и духовном развитии и самоопределении.

Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста

  Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний. Постепенно сглаживаются различия между привычками и способом мышления, сформированными в ходе дошкольного воспитания детей, и новыми навыками общения и познания, которые возникают под влиянием школьного воспитания.

  Под влиянием образовательно-воспитательного процесса в начальной школе развитие ребенка выходит на новый уровень. В первую очередь, интенсивно и в самых разных направлениях развивается познавательный интерес. Однако темпы развития ребенка в большей степени определяются особенностями воспитания детей, принятыми конкретным учителем. Ребенок приходит в школу с огромным стремлением познавать все новое, и воспитание, методы обучения и оценки успехов учащихся во многом определяют, разовьется этот интерес в дальнейшем или затормозится под влиянием недовольства учителя и плохих оценок. В это время у детей окончательно формируются склонности и задатки к отдельным видам искусства и областям знания. Поэтому воспитание детей в этом возрасте должно быть направлено не только на получение знаний опосредованно, от учителей или родителей, но и на формирование ряда умений, необходимых для самостоятельного обучения и работы с различными учебными материалами.

  На начальном этапе школьного обучения воспитание ребенка зиждется на поддержании авторитета родителей и особенно учителя. Сила воздействия педагога на личность ребенка очень велика. Это период, когда воспитание и развитие тесно взаимосвязаны: уровень развития все еще является определяющим критерием в выборе методов обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит интенсивность развития ребенка.

  Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

  Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты — как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

  В основном, развитие ребенка завершается в старших классах. В это время сглаживается большая часть противоречий подросткового возраста. Снова усиливается роль учителя в воспитании ребенка — теперь уже как наставника, помогающего сформировать у учащихся основы мировоззрения, реализовать свои склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям.

 

Комментарии
Поделиться

ВашеВсё.ru ВКонтакте Facebook
>
 
#1 сан4ез 25.10.2011 18:58
:lol: прикольно,но под конец уже
 
 
#2 сан4ез 25.10.2011 18:59
немного только
 
 
#3 chili107 08.12.2011 21:38
дети 4-х лет-деспоты, иэдеваются над воспитателем(9-м за полгода), родители и администрация не реагируют, посоветуйте, что делать. Катя
 
 
#4 Дмитрий 21.12.2011 13:13
Как мне кажется, на дошкольном этапе развития ребенка, главное не забывать про такой важный инструмент как сказки! Ведь во многом свои стереотипы ребенок формирует подражая различным героям - так почему бы этими героями не сделать героев старых добрых сказок! рассказывайте своему чаду сказки, вот кстати неплохой сайтик GovorRa.ru, он молодой, но в нём автор именно описывает, чему и как учит ребенка сказка, есть возможность прослушать сказку и посмотреть!
 
 
#5 Сергей 05.01.2012 21:20
Дети очень разные!
На каждый случай можно свою статью сделать
 
 
#6 Сергей Воронов 05.01.2012 21:26
Где взять волшебника, который подскажет, что нужно в данный момент сказать ребенку или сделать что-то для него
 
 
#7 govorra.ru 27.01.2012 11:19
Сергей, дак что Вам мешает стать для Вашего ребенка этим самым волшебником! Научитесь чувствовать свое чадо... Зачем вам всякие волшебники-посредники!?

-*-*-*-*-*-*-*-*-
Журналист сайта
МИР "Сказки для детей"

GovorRa.ru
 
 
#8 Олег 12.02.2012 09:11
Познавательная и интересная статья! Согласен с тем, что надо и чувствовать ребенка и развивать чувства. Также как если резко посветить ребенку в глаза, то будет глазам больно или звук включить на полную громкость тоже дискомфорт, так и остальное - отношение к себе ребенок чувствует. Нужно любить ребенка от души и ребенок будет расти самым лучшим в мире!
www.detigenii.ru
Спасибо за внимание!
 
 
#9 сергей 21.02.2012 15:18
в процессе воспитания главное чему мы должны научить ребёнка-это самому "твёрдо стоять на ногах" ничего более лучшего уж поверьте вы для него в жизни не сдалаете.Что сможет он сам для себя.В последствии и для Вас.
 
 
#10 люда 21.02.2012 20:21
Если учитель поставил за один урок пятикласснику четыре "кола" .Это что ?Война без правил ? Прошу ответить педагогов,психо логов. Благодарю!
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

31 октября отмечают именины
Марина, Юлиана, Лука и Иосиф.

Облака тегов

Статьи
Дневники


Наши партнеры

Баннер
Баннер
Баннер



Баннер


Баннер



Контакты

©2009 - 2014 «Ваше Все» — семейное воспитание
реклама на радио